Уважаемые родители!
Решение логопедических проблем требует лишь Вашего желания, а также знания элементарных правил:
1. Главное — превратить обучение в увлекательную игру. Совсем не обязательно усаживать ребенка за стол, вы можете играть с ним где угодно — на полу в комнате, на кухне и даже в машине.
2. Проводя занятия, старайтесь создать эмоционально-насыщенную атмосферу — используйте выразительные движения, мимику, улыбку, интонированную речь.
3. Период максимальной активности ребенка, а следовательно, наиболее удачный для занятий — утренние часы и время после дневного сна.
4. Наибольшая концентрация внимания в детском возрасте не превышает 15—20 минут. Если малыш устал, прервите занятия и вернитесь к ним через некоторое время.
5. Не отступайте, если задания покажутся вам чересчур сложными для ребенка. Они предполагают вашу активную помощь.
6. Поощряйте творческую фантазию и самостоятельность малыша во время игры. Намеренно создавайте ситуации, в которых ребенок сможет достигнуть успеха.
7. Не забывайте хвалить и подбадривать юного ученика. Если у него что-то не получается, не заостряйте на этом внимание. Помните, что ребенок должен получать положительные эмоции от общения с вами.
Последовательность, регулярность и разумная требовательность сделают ваши усилия плодотворными.
Успехов вам и вашему ребенку!
Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики.
Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше ее делатьть 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям больше 2-3 упражнений за раз.
При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.
Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
Работа организуется следующим образом:
- взрослый рассказыват о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
-показывает его выполнение.
- упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.
Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.
В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно, - это может привести к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким»), подбодрить («Ничего, твой язычок обязательно научиться подниматься кверху»).
Если у ребенка при выполнении упражнений долго (около 1 месяца) не вырабатываются точность, устойчивость и плавность движений органов артикуляции, это может означать, что вы не совсем правильно выполняли упражнения или проблема вашего ребенка серьезнее, чем вы думали. В обоих случаях ребенка нужно обязательно показать специалисту-логопеду.
Комплекс упражнений для свистящих звуков [с]-[с']-[з]-[з']-[ц]
1. Загнать мяч в ворота. Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, загоняя его между двумя кубиками.
2. Кто дальше загонит мяч? Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. И, как бы произнося длительно звук [ф], сдуть ватку на противоположный край стола.
3. Почистим зубы. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить»нижние резцы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.
4. Фокус. Рот приоткрыть, язык «чашечкой» выдвинуть вперед и приподнять, плавно выдохнуть на ватку, лежащую на кончике носа, или на челочку.
5. Наказать непослушный язык. Приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу и пошлепывая его губами, произносить звуки ПЯ-ПЯ-ПЯ
Комплекс упражнений для шипящих звуков [ш]-[ж]-[ч]
1. Наказать непослушный язык. Приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу и пошлепывая его губами, произносить беззвучно ПЯ-ПЯ-ПЯ...
2. Приклей конфетку. Положить широкий язык на нижнюю губу. На кончик языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить конфетку к небу за верхними резцами.
3. Кто дальше загонит мяч? Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. И, как бы произнося длительно звук [ф], сдуть ватку на противоположный край стола.
4. Фокус. Рот приоткрыть; широкий край языка выдвинуть вперед и приподнять к верхней губе. Затем плавно выдохнуть на ватку, лежащую на кончике носа, или на челочку.
5. Бублик. Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.
6. Вкусное варенье. Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта.
7. Грибок. Прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот.
8. Гармошка. Рот раскрыт. Язык присосать к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть, растягивая подъязычную связку.
Комплекс упражнений для звуков [л]-[л']
1. Вкусное варенье. Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта.
2. Лошадка. Присосать язык к небу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
3. Качели. Рот приоткрыт.губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.
4. Стрелочка. Рот открыт. Узкий язык выдвинут вперед.
5. Приклей конфетку. Положить широкий язык на нижнюю губу. На кончик языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить конфетку к небу за верхними резцами.
6. Индюк. Приоткрыть рот, производить движения широким передним краем языка по верхней губе вверх-вниз, стараясь не отрывать язык от губы. Добавить голос, пока не послышится: БЛ-БЛ-БЛ (как индюк болбочет).
7. Пароход гудит. Приоткрыть рот и длительно произносить [ы].
8. Самолет гудит. Рот приоткрыт, при длительном произнесении [ы] проталкиваем кончик языка между верхними и нижними резцами, удерживаем его в этом положении (слышится Л-Л-Л).
Комплекс упражнений для звуков [р]-[р']
1. Вкусное варенье. Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта.
2. Кто дальше загонит мяч? Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. И, как бы произнося длительно звук [ф], сдуть ватку на противоположный край стола.
3. Грибок. Прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот.
4. Гармошка. Рот раскрыт. Язык присосать к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть, растягивая подъязычную связку.
5. Маляр. Улыбнуться, открыть рот и за зубами «погладить» кончиком языка твердое нёбо, делая движения вперед-назад.
6. Барабанщик. Открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук Д на длительном сильном выдохе (Д-Д-Д),